Заказ звонка
* Представьтесь:
* Ваш телефон:
Сообщение:
* поля, обязательные для заполнения
Заказать звонок
  • +7 (903) 553-34-23
  • +7 (495) 790-77-37
Время работы:
с понедельника по воскресенье с 10-00 до 22-00

Ответственность за не задекларированный товар.

опубликовано: 15-08-2016

Требования по таможенному декларированию товаров (алкоголь), подлежащих декларированию.

 

Из Постановления Верховного Суда РФ от 08.07.2016 № 51-АД16-3

 

В соответствии с частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения К.А.В. к административной ответственности) недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

 

Пунктом 1 статьи 354 Таможенного кодекса Таможенного союза определено, что таможенные операции в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, совершаются в порядке, определяемом настоящим Кодексом и (или) международным договором государств - членов таможенного союза.

 

Таким международным договором является Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (далее - Соглашение).

 

В соответствии с пунктом 1 приложения № 3 к Соглашению «Товары для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу с освобождением от уплаты платежей» допускается ввоз физическими лицами с освобождением от уплаты таможенных платежей алкогольных напитков и пива в количестве не более 3 литров включительно в расчете на одно физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста (далее также - приложение № 3 к Соглашению).

 

На основании пункта 4 приложения № 5 к Соглашению «Товары для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу, с уплатой таможенных пошлин, налогов» при ввозе физическими лицами алкогольных напитков и пива в количестве от 3 до 5 литров включительно применяется ставка таможенных платежей в виде единой ставки 10 евро за 1 литр в части превышения количественной нормы 3 литра.

 

Согласно пункту 3.4 приложения № 2 к Соглашению «Перечень товаров для личного пользования, запрещенных к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза» запрещены к ввозу физическими лицами на таможенную территорию Таможенного союза любым способом этиловый спирт и алкогольная продукция общим объемом более 5 литров на одно лицо, достигшее 18-летнего возраста.

 

Основанием для привлечения К.А.В. к административной ответственности на основании части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении выводы о том, что 27.07.2015 К.А.В., прибывшая авиарейсом из Антальи в Барнаул, при прохождении таможенного контроля на таможенном посту Аэропорт Барнаул Алтайской таможни не выполнила требования по таможенному декларированию товаров, подлежащих декларированию. В ее ручной клади были обнаружены алкогольные напитки в количестве семь бутылок, общим объемом 6,5 литров.

 

Вместе с тем в ходе производства по данному делу указанные обстоятельства К.А.В. отрицались, при этом указывалось на то, что алкогольные напитки в указанном количестве были ввезены ею совместно с супругом К.В.А., следовавшим тем же авиарейсом. Данный факт подтвержден последним в ходе его опроса в качестве свидетеля должностным лицом Алтайской таможни (л.д. 48 - 50). Наличие каких-либо иных алкогольных напитков во ввозимом супругами К. багаже в ходе рассмотрения данного дела ими последовательно отрицалось (л.д. 53).

 

Поскольку изложенным доказательствам и доводам судебными инстанциями оценка не дана, вину К.А.В. в недекларировании вменяемого ей объема алкогольных напитков (в количестве 3,5 литров алкогольных напитков) нельзя признать доказанной.

 

Следует учесть, что вступившим в законную силу решением судьи Индустриального районного суда города Барнаула от 19.11.2015 № 12-375/2015 постановление должностного лица Алтайской таможни от 25.08.2015 о привлечении к административной ответственности К.А.В. за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменено, производство по указанному делу об административном правонарушении прекращено. Упомянутое постановление административного органа, вынесенное в отношении К.А.В., касается вышеприведенных обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ее к административной ответственности по настоящему делу. Делая вывод об отсутствии в совершенном названным лицом деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда в решении от 19.11.2015 № 12-375/2015 отметил, что ввезенное К.А.В. совместно с супругом К.В.А. количество алкогольных напитков (6,5 литров) не превышает лимит, установленный пунктом 3.4 приложения № 2 к Соглашению «Перечень товаров для личного пользования, запрещенных к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза», которым запрещены к ввозу физическими лицами на таможенную территорию Таможенного союза любым способом этиловый спирт и алкогольная продукция общим объемом более 5 литров на одно лицо, достигшее 18-летнего возраста.

 

Изложенное также подтверждает ошибочность выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, в части определения количества не задекларированных К.А.В. алкогольных напитков.

 

С учетом нормы алкогольных напитков для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу с освобождением от уплаты платежей, установленной пунктом 1 приложения № 3 к Соглашению в расчете на одно физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста, предметом административного правонарушения в рассматриваемом случае является незадекларированный объем ее превышения, который в данном случае составил 0,5 литра.

 

Не задекларировав по установленной форме указанное количество товара, подлежащего таможенному декларированию, К.А.В. совершила административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Факт совершения К.А.В. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в недекларировании ввезенных алкогольных напитков в количестве 0,5 литра, подтверждается: определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, протоколом опроса лица, в отношении которого ведется производство по делу об административных правонарушениях, актом таможенного досмотра (осмотра) товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза физическими лицами для личного пользования в сопровождаемом багаже с приложенными фотоматериалами, протоколом изъятия вещей и документов и иными материалами дела, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Вместе с тем имеются основания для признания совершенного названным лицом административного правонарушения малозначительным.

 

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

 

Как указано Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 21 постановления от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 указанного Кодекса вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 названного Кодекса выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

 

Принимая во внимание вышеизложенное и тот факт, что совершенное К.А.В. деяние хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, имеются основания для признания административного правонарушения малозначительным.

 

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

 

При таких обстоятельствах постановление судьи Октябрьского районного суда города Барнаула Алтайского края от 10.11.2015 № 5-246, решение судьи Алтайского краевого суда от 19.01.2016 № 7-409/2015 и постановление заместителя председателя Алтайского краевого суда от 15.03.2016 № 4а-196/2016, вынесенные в отношении К.А.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, производство по данному делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

Новости
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 № 56 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанны...
Приобретение имущества в период брака, но на средства, принадлежавшие одному из супругов лично, исключает такое имущество из режима общ...
Необходимые условия признания имущества, общим имуществом супругов в период брака. Из Определения Верховного Суда РФ от 13.02.2018 ...