• +7 (903) 553-34-23
  • +7 (495) 790-77-37

Земельные участки, ограниченные в обороте

опубликовано: 16-12-2016

Земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте

 

Из Определения Верховного Суда РФ от 24.08.2016 № 48-КГ16-7

 

Водный кодекс Российской Федерации, регулируя вопросы водопользования, предусматривает для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, установление зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (пункт 2 статьи 43).

 

Санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам установлены статьей 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в соответствии с которой границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (пункт 5).

 

При этом вышеназванный Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 59-ФЗ не содержит положений о признании утратившими силу ранее изданных актов, устанавливающих границы зон санитарной охраны, а лишь предусматривает иной порядок установления таких зон.

 

Действие во времени и пространстве нормативных правовых актов Союза ССР по вопросам границ зон санитарной охраны ни Водным кодексом Российской Федерации, ни названным Федеральным законом не ограничено.

 

Следовательно, статья 4 Федерального закона «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» не отменяет Постановление Совета Министров РСФСР от 2 сентября 1977 г. № 465.

 

Границы второго пояса зоны санитарной охраны Шершневского водохранилища, установленные решением Исполнительного комитета Челябинского областного Совета депутатов трудящихся от 12 октября 1976 г. № 492 «Об утверждении зоны санитарной охраны источников водоснабжения Челябинского водопровода», постановлением Совета Министров РСФСР от 2 сентября 1977 г. № 465 «Об утверждении зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источника водоснабжения г. Челябинска», до настоящего времени не изменены.

 

В настоящее время сведения о втором поясе санитарной охраны Шершневского водохранилища внесены в Государственный кадастр недвижимости в качестве информационного слоя на основании постановления Совета Министров РСФСР от 02 сентября 1977 г. № 465 «Об утверждении зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источника водоснабжения г. Челябинска», решения Исполнительного комитета Челябинского областного Совета депутатов трудящихся от 12 октября 1976 г. № 492 «Об утверждении зоны санитарной охраны источников водоснабжения Челябинского водопровода».

 

Согласно подпункту 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте.

 

При этом земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральным законом (пункт 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации).

 

По смыслу приведенных норм Земельного кодекса Российской Федерации, приватизация земельных участков, ограниченных в обороте, допускается только в том случае, если имеется специальный разрешающий закон на федеральном уровне.

 

Такого закона для земельных участков, находящихся в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, на сегодняшний день не имеется.

 

Поскольку земельный участок с кадастровым номером <...> в силу нормативных правовых актов Союза ССР по вопросам границ зон санитарной охраны, которые на момент рассмотрения дела никем не отменены, находится во втором поясе зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения г. Челябинска, то он не мог быть предоставлен в собственность В.Н.Г.

 

Пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» органам, осуществляющим государственную регистрацию прав, предоставлено право проводить правовую экспертизу представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, в том числе проверку законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав.

 

В соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.

 

Принимая во внимание, что на государственную регистрацию права собственности на земельный участок В.Н.Г. были представлены документы, свидетельствующие о передаче из государственной собственности в частную собственность земельного участка, ограниченного в обороте, то есть противоречащие требованиям действующего законодательства, Управление Росреестра по Челябинской области правомерно приняло решение об отказе в государственной регистрации права собственности на такой земельный участок.

 

Таким образом, оснований для удовлетворения административного искового заявления В.Н.Г. о признании незаконным решения Управления Росреестра по Челябинской области от 5 ноября 2014 г. и возложении обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности на земельный участок у суда не имелось.

 

Учитывая, что судами первой и апелляционной инстанций допущены ошибки в применении и толковании норм материального права, которые повлияли на исход рассмотрения дела по административному исковому заявлению В.Н.Г., состоявшиеся по делу судебные постановления подлежат отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления В.Н.Г.

Новости
Требования о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство Из Определения Судебной коллегии ...
Установления факта принятия наследства по делу о взыскании с наследников долгов наследодателя по кредитным договорам Из Определения...
Основания для отступления от начала равенства долей супругов при разделе совместно нажитого имущества Из Определения Судебной колле...