Конституционный Суд РФ подтвердил право молодых семей
Конституционный Суд РФ подтвердил право молодых семей, распорядившихся средствами материнского капитала для улучшения жилищных условий, на приобретение жилья в рамках программы «Жилище»
Дело о проверке конституционности подпункта «г» пункта 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 -2015 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050.
Позиция Суда из Постановления по делу о проверке конституционности подпункта «г» пункта 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья.
Социальная выплата, предоставляемая в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и выплата средств материнского капитала имеют различное предназначение в системе социальной защиты института семьи.
Средства материнского капитала предоставляются, чтобы стимулировать улучшение демографической ситуации в стране. Эта выплата является дополнительной мерой поддержки семьи при рождении в семье второго и последующих детей. Средства материнского капитала могут быть использованы семьями в конкретных целях, в том числе для улучшения жилищных условий, причем независимо от факта признания семьи нуждающейся в жилье. Социальная выплата, предоставляемая в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», по своей правовой природе является мерой государственной поддержки молодых семей, направленной на создание условий для осуществления ими конституционного права на жилище.
Понимание оспоренного нормативного положения, не учитывающее различное предназначение этих мер социальной поддержки в системе социальной защиты института семьи приводит к не имеющей объективного и разумного оправдания дифференциации граждан, относящихся к одной категории. Такое истолкование ограничивает семьи, направившие средства материнского капитала на улучшение жилищных условий до получения выплаты в рамках подпрограммы, в праве на предоставление им повышенной социальной защиты в связи с рождением второго и последующих детей, в том числе в виде обеспечения жильем, и ставит их в худшее положение по сравнению с теми молодыми семьями, которые реализовали право на дополнительные меры социальной поддержки в виде материнского капитала в ином порядке.
Установленные Правилами условия предоставления мер социальной поддержки не предполагают возможность отнесения материнского капитала к числу иных форм государственной поддержки, которые по своей правовой природе аналогичны социальной выплате на приобретение жилья.
Таким образом, оспоренное положение не противоречит Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагает исключения из числа участников подпрограммы молодой семьи, которая направила средства материнского капитала на улучшение жилищных условий до получения социальной выплаты на приобретение жилья.